Стартовая страница G l o s s a r y   C o m m a n d e r

Служба тематических толковых словарей

glossary.ru
park.glossary.ru
Служебная библиотека
 н а  п р а в а х  р е к л а м ы 

 Теория: 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12
 

М.Г.Мальковский, С.А.Масленников, С.Ю.Соловьев, Н.А.Соловьева

ОБ ОДНОМ МЕТОДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

доклад на III Всероссийской конференции АРСО-2003
"Теория и практика речевых исследований",
Москва, 2003.   >>  Точная ссылка

 

Проект www.glossary.ru [1,2] предоставляет пользователям определения терминов научной и деловой лексики, сгруппированные в проблемно-ориентированные взаимосвязанные глоссарии. Проект реализует технологию поэтапного формирования универсального терминологического пространства (УТП). По определению УТП есть семантическая сеть [3], вершинами которой являются определения терминов, связанные бинарными отношениями (ребрами) типа "это-есть" и "относится-к".

Семантическую сеть конструируют люди-редакторы посредством специального программного инструментария. Важно, что редакторы обрабатывают не разрозненные определения, а совокупность определений в виде глоссария или глоссариев. Если пренебречь деятельностью по корректировке определений, то работа редактора заключается в реконструкции логических связей между терминами, охватывающими ту или иную проблемную область. В хороших исходных глоссариях логические связи приводятся непосредственно в определениях, в иных случаях редактору приходится обращаться к учебникам. В ходе реализации проекта www.glossary.ru установлены два побочных свойства метода структурирования терминологии.

Во-первых, установлено, что редактор достигает наибольшей продуктивности, когда он занимает позицию человека, изучающего ту или иную проблемную область: картографию, генетику, деривативные ценные бумаги и т.д. Напротив, использование биолога для структурирования биологической терминологии, демографа - для структурирования демографической терминологии и т.д. себя, как правило, не оправдывает. Эксперты-специалисты видят больше, чем дано в определении термина, что приводит к разрывам логических связей в глоссариях. Вместе с тем, привлечение экспертов в качестве консультантов позволяет улучшить качество структурирования; привлеченные эксперты отвечают на конкретные вопросы редакторов о наличии и характере бинарных связей между терминами.

Во-вторых, установлено, что по ходу структурирования редактор получает прочные знания по предмету структурирования. Другими словами, деятельность по формальному структурированию терминологии является эффективным приемом обучения. Причем семантическая сеть, как результат обучения, является формальным объектом пригодным и предназначенным для автоматизированной обработки.

На основе этих свойств в рамках проекта www.glossary.ru реализуется исследовательский прототип терминологического метода дистанционного обучения. Метод предполагает взаимодействие:
- преподавателя и редактора в ходе подготовки учебного курса; и
- преподавателя и студента при обучении.

Преподаватель - человек, отвечающий за содержание учебного курса и обличенный полномочиями выставлять оценки студентам.

Редактор - человек, помогающий преподавателю сформировать набор определений и другие формальные структуры, необходимые для практического использования метода терминологического обучения. Редактор отвечает за полноту логических связей в определениях терминов.

Студент - человек, изучающий тот или иной учебный курс и выполняющий контрольные задания, подтверждающие уровень усвоения учебного материала.

Технические службы терминологического метода дистанционного обучения состоят из трех функциональных блоков: блока подготовки, блока структурирования и блока проверки.

Работа по подготовке курса дистанционного обучения начинается с выбора (электронного) учебника и формирования глоссария основных понятий учебного курса. Первоначальное структурирование понятий осуществляется редактором, который дополнительно выявляет набор бинарных отношений, характерных для конкретного учебного курса. Окончательное структурирование понятий осуществляется редактором совместно с преподавателем соответствующей учебной дисциплины. В результате структурирования создается не подлежащая тиражированию эталонная структура понятий (эталон), которая используется при проверке знаний.

При выполнении контрольного задания в распоряжение студента предоставляются:
- неструктурированный набор основных терминов курса;
- набор бинарных отношений для выявления логических связей между понятиями; и
- доступ к электронному учебнику.
В результате выполнения контрольного задания студент строит структуру понятий в соответствии с сформировавшимся у него представлением об учебном курсе.

Контроль знаний студента осуществляет преподаватель, использующий блок проверки. На вход этого блока поступают эталон и структура, построенная студентом. По результатам формального сравнения этих двух структур блок проверки выдает полный список расхождений, ранжированный по убыванию важности. Окончательное (мотивированное) решение об уровне знаний студента остается за преподавателем, блок проверки берет на себя только рутинную составляющую работы преподавателя. Совокупная обработка студенческих заданий позволяет выявить типичные ошибки, а также индивидуальные особенности освоения учебного материала тем или иным студентом.

Понятно, что терминологический метод дистанционного обучения - это всего лишь один прием эффективного обучения, он не может претендовать и не претендует на универсальность и всеприменимость. В настоящее время терминологический метод обучения оправдывает себя в описательных науках в студенческих группах из 5-7 человек.
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Мальковский М.Г., Соловьев С.Ю. Универсальное терминологическое пространство. Труды Международного семинара Диалог'2002 "Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии", т.1. М.: Наука, 2002, с.266-270.

www.park.glossary.ru/serios/theory01.php


2. Мальковский М.Г., Соловьев С.Ю. Технология формирования универсального терминологического пространства. Сб. "Информационные компьютерные технологии и Интернет в образовании и науке". М.: изд-во МИИ для инвалидов с нарушением ОДС, 2002, с.54-55.
3. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта. М.: Радио и связь, 1985, 373с.

--------- * ---------

 

Точная ссылка: Мальковский М.Г., Масленников С.А., Соловьев С.Ю., Соловьева Н.А. Об одном методе дистанционного обучения. Сборник тезисов III Всероссийской конференции "Теория и практика речевых исследований" (АРСО-2003) М.: Изд-во Моск.ун-тета 2003, стр.100-102.

П|р|о|д|о|л|ж|е|н|и|е ►



Copyright ©
2000-2014
Web-and-Press


webadmin@glossary.ru